Комплексный инвестиционный план модернизации экономики моногорода Кирс на 2010-2020 годы

Комплексный инвестиционный план
 модернизации экономики моногорода Кирс
 на 2010-2020 годы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
г. Кирс
 
 
Паспорт комплексного инвестиционного плана модернизации
экономики моногорода Кирс
 на 2010-2020 годы

Наименование «Комплексный инвестиционный план модернизации экономики  моногорода Кирс» на 2010-2020 годы  
Основание принятия решения о разработке КИП Перечень мер, направленных на обеспечение стабильного развития монопрофильных населенных пунктов на 2013-2018 гг, утвержденным Первым заместителем Председателя Правительства РФ Шуваловым И.И. от 28.02.2013 № 1062п-П16 и пунктом 3.1 Плана мероприятий, направленных на развитие монопрофильных населенных пунктов Кировской области, на 2013-2018 годы, утвержденного распоряжением Правительства Кировской области от 08.07.2013 №205 «О мерах  по развитию монопрофильных населенных пунктов Кировской области»  
Ответственные исполнители (соисполнители) КИП Глава Кирсинского городского поселения – Ушаков Александр Николаевич, заместитель главы адмистрации района, начальник управления экономического развития –Леонтьев Виктор Степанович.  
Основные разработчики КИП Управление экономического развития администрации Верхнекамского района.
Администрация Кирсинского городского поселения
 
Цели КИП Создание условий для достижения стабильной экономики, социальной справедливости и устойчивости жизнеобитания  населения города  
Задачи КИП - обеспечение взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и предприятий в области развития экономики моногорода;
- создание условий для повышения инвестиционной привлекательности и активности субъектов экономических отношений;
- разработка бизнес - идей и их информационно-консультационное сопровождение;
- повышение деловой активности населения района за счет развития интереса к предпринимательской деятельности;
- привлечение средств федерального и областного бюджетов, внебюджетных средств  путем участия в целевых программах и конкурсах на получение грантов.
 
Сроки реализации 2010-2020 годы  
Основные мероприятия, ключевые инвестиционные проекты
  1. Мероприятия по диверсификации и дальнейшему развитию ОАО «Кирскабель»
  2. Мероприятия по развитию инженерной и коммунальной инфраструктуры
  3. Реализация проектов по развитию социальной инфраструктуры
  4. Реализация проектов в сфере новых производств непрофильных видов деятельности
  5. Реализация проектов в сфере малого предпринимательства
 
Ключевые целевые показатели Реализация КИП к концу 2020 позволит:
создать дополнительно 747 постоянных рабочих мест и 20 временных рабочих мест;
увеличить долю работающих на малых предприятиях до 12,5%;
увеличить долю собственных доходов бюджета муниципального образования Кирсинское городское поселение в общих доходах муниципального образования до 100%;
сохранить объем отгруженных товаров собственного производства градообразующим предприятием  на уровне 7500 млн. рублей;
увеличить среднемесячную заработную плату работников крупных и средних предприятий до 21830 рублей;
снизить уровень регистрируемой безработицы до 1,5% .
 
Механизм управления КИП КИП утверждается представительным органом местного самоуправления Кирсинской городской Думой. Методическое руководство, координация работ и контроль за ходом КИПа осуществляется управлением экономического развития администрации Верхнекамского района.  
Объемы и источники финансирования КИП объем финансирования КИП из средств бюджетов  всех уровней и  внебюджетных  источников  составляет 2420,06  млн. рублей, в том числе:          
на 2010 год – 37,7 млн. рублей;
на 2011 год – 151,14 млн. рублей;
на 2012 год – 47,20 млн. рублей;
на 2013 год -  134,73 млн. рублей;          
на 2014 год -  655,68 млн. рублей;
на 2015 год – 46,13 млн.рублей;
на 2016 год – 558,47 млн. рублей;
на 2017 год – 606,01 млн. рублей;
на 2018 год – 131,4 млн. рулей;
на 2019 год – 28,8 млн. рублей;
на 2020 год – 22,8 млн. рублей.
Выделение  средств   из   федерального и  областного бюджетов, внебюджетных  средств   осуществляется   по согласованию с уполномоченными органами
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание
 

I. Общие сведения о муниципальном образовании 5-6
1.1. Общая характеристика 5
1.2. Минерально-сырьевая база. 5
1.3. Природно-климатические условия на территории муниципального образования. 6
II.  Анализ и оценка социально-экономического положения муниципального образовния. 6-14
2.1  Демографическая ситуация, трудовые ресурсы, уровень безработицы, баланс трудовых ресурсов 7-8
2.2. Ситуация на рынке труда и в сфере занятости населения. 8-9
2.3. Характеристика градообразующего предприятия. 9-11

2.4. SWOT-анализ моногорода

11-12
2.5. Оценка состояния ЖКХ 13
2.6  Оценка состояния жилищного фонда 14
III. Предлагаемые модели реализации плана модернизации экономики моногородов 15-29
3.1. Создание промышленного парка 15-19
3.2. Реализация инвестиционных проектов, входящих в план модернизации экономики моногородов 19-23
3.3.Инфраструктурные мероприятия, необходимые для реализации инвестиционных проектов  23-24
3.4. Мероприятия, направленные на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. 24-25
3.5. Обоснование необходимости создания в моногороде территории опережающего социально-экономического развития. 25-26
3.6. Развитие инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства 26-28
3.7.Проектная команда реализации плана модернизации экономики моногорода 28-29
3.8. Бюджет плана модернизации экономики моногорода 29
Приложения  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Общие сведения о муниципальном образовании

 
1.1. Общая характеристика.
Центром Верхнекамского района Кировской области является город Кирс, находится на крайнем юго-западном участке территории района. Статус города рабочий поселок Кирс получил 30 ноября 1965 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР.
В состав Кирсинского городского поселения помимо города Кирс входят следующие населенные пункты:

Наименование населенного пункта Расстояние до города Кирс.(км)
Поселок Барановка 25
Поселок Гарь 7
Деревня Кочкино 15,5
Поселок Пещера 18
Деревня Плотниковы 13
Поселок Черниговский 52

Поселение граничит с  Пермским краем и Белохолуницким, Омутнинским , Афанасьевским районами Кировской области.
Одной из особенностей поселения является отдаленность от областного центра, около 201 км. Автомобильное сообщение представлено автодорогой с асфальтовым покрытием, также имеется железнодорожное сообщение. Город является железнодорожной станцией тупиковой ветки Яр - Верхнекамская Гайно-Кайской железной дороги. Железная дорога имеет ответвление на территорию завода ОАО «Кирскабель». Пассажирский железнодорожный транспорт идёт 2 раза в сутки. Рано утром и вечером до станции Верхнекамская в северном направлении, и до станции Яр (утром). Движение обеспечивает локомотивное депо ст. Шлаковая.
В городе существует грунтовый аэродром, эксплуатирующийся в настоящее время, построенный в 1995 году. Взлетно-посадочная площадка в твердом исполнении на удалении  в 4 км от черты города. Сообщение с областным центром осуществлялось АН-2, время в полёте менее часа. С июня 2013 года возобновлены чартерные перевозки авиатранспортом только до п. Камский.
1.2. Минерально-сырьевая база.
Город расположен в геолого-экономической зоне. Запасы неэнергетических ресурсов представлены месторождениями стройматериалов, в основном глин и суглинков, а также гравия и щебня.
   В окрестностях г.Кирс и поселков расположены массивы природного лиственного и хвойного леса  протяженностью 1455 м2. Основной водной артерией города Кирс является река Вятка и комплекс гидротехнических сооружений, искусственных водохранилищ, состоящих из двух прудов – Большого (Верхнего) Кирсинского, Среднего (Малого) Кирсинского, и нескольких каналов, связывающих водоемов между собой. Междуречье Вятки, насыщенное болотными резерватами и сетью малых рек, в связи с этим на территории поселения имеются богатые месторождения торфа. В конце ХVII века была обнаружена бурая и болотная железная руда.
Большой и Средний Кирсинские пруды с частью их прибрежных территорий являются памятниками природы – особо охраняемыми природными территориями регионального значения. Статус им присвоен решением исполкома областного Совета народных депутатов «О мерах по оптимизации сети охраняемых природных территорий» от 29.10.1990 г. № 498. Тем же решением утвержден режим особой охраны памятников природы: не допускается захламление и загрязнение водоема и его берегов, выемка грунта, осушение.
1.3. Природно-климатические условия на территории муниципального образования.
Климат на всей территории умеренно континентальный, но более прохладный и влажный чем в южных районах области.
          Безморозный период здесь длится на протяжении 105-110 дней. Самым длительным сезоном в году является зима. Холодная и многоснежная она может начинаться уже в конце октября. Сильные снегопады и поистине сибирские морозы не редкость на данной территории. Средние показания термометров в январе -15…-17 градусов. Минимальные температуры зафиксированы на отметке -53,7. Весна приходит только в первых числах апреля, протекает на фоне неустойчивой и часто ветряной погоды.
          Лето короткое, но достаточно теплое, температуры в июле в среднем достигают +16…+18 градусов. В отдельные непродолжительные периоды воздух способен прогреваться до +30 и выше. Прогноз погоды часто предупреждает о кратковременных дождях и грозах. Так же не исключены достаточно продолжительные периоды с затяжными дождями, что нередко приводит к существенному подъему воды в реках. Осень в большинстве прохладная и пасмурная. Годовая норма осадков колеблется в пределах от 550 до 600 мм.
 
II.  Анализ и оценка социально-экономического положения муниципального образовния.
  
          Город Кирс Кировской области включен в перечень монопрофильных населенных пунктов распоряжением правительства Российской Федерации от 29.07.2014 года № 1398-р и отнесён ко второй категории монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногорода), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения. Критерии отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и распределение их по категориям утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 № 709. Информация, необходимая для оценки его соответствия критериям отнесения к монопрофильным (моногородам) представлена в приложении   1.
Для определения стратегий дальнейшего развития  города на  основе  создания новых производств было принято решение о разработке данного Комплексного инвестиционного плана модернизации экономики моногорода Кирс.
             Основной целью разработки КИПа  является  поиск инвестиционных  решений и бизнес-идей с высокой вероятностью реализации, сформированных по программному принципу и позволяющих  экономике  и социальной сфере города в долгосрочной перспективе  избежать   монозависимости.
Для сохранения и дальнейшего развития монопрофильного города Кирс  предполагается объединение усилий органов власти и бизнеса на основе механизмов государственно-частного партнерства. Цели, поставленные в комплексном инвестиционном плане модернизации, направлены на создание новых производств, на повышение качества жизни и благосостояния населения, снижение оттока населения из моногорода.
 
2.1  Демографическая ситуация, трудовые ресурсы, уровень безработицы, баланс трудовых ресурсов
 
На территории муниципального образования проживает,  по состоянию на 01.01.2015 года,  10610 человек (36,3 % населения Верхнекамского района) в том числе непосредственно городское население – 9756 человек, население сельских населенных пунктов – деревень Кочкино, Плотниковы; поселков - Пещера, Черниговский, Барановка, Гарь – 854 человека. Плотность населения – 7,8 человек на 1 кв.м.
Демографическая ситуация в городе по состоянию на начало 2015 года характеризуется как и в предыдущие годы, процессом естественной убыли населения.                                                                                                             Таблица 1
Движение населения города Кирс

человек
Показатели на 01.01.2011 на 01.01.2012 на 01.01.2013
 
На
01.01.2014
 
На
01.01.2015
численность населения 11341 11191 10972 10809 10610
рождаемость 149 138 144 158 131
смертность 186 193 182 194 178
детская смертность ( до года) 1 0 0 0 1
естественный прирост (убыль) -37 -55 -38 -36 -47

 
Трудоспособное население на территории муниципального образования города Кирс по состоянию на 01.01.2015 года составляет 5142 человека. Коэффициенты  демографической нагрузки на трудоспособное население на начало 2015 года выглядят следующим образом:
детей в возрасте от 0-15 лет на 1000 трудоспособного населения – 367,17, т.е. процент замещения трудовых ресурсов составляет 36,7%,
пенсионная нагрузка в городе составляет 53%,т.е. численность лиц пенсионного возраста на 1000 трудоспособного населения составляет – 530,14.
Общая демографическая нагрузка на 1000 трудоспособного населения приходится 897,32.
                                                                                                                Таблица 2
Динамика трудовых ресурсов города Кирс (по состоянию на начало года)

   
Показатели 2011 2012 2013
 
2014
 
2015
население в трудоспособном возрасте, чел. 6025 5868 5640 5374 5142
удельный вес трудоспособного населения в общей численности, % 58,05 57,18 55,95 54,1 52,7
Население моложе трудоспособного возраста, чел. 1813 1832 1844 1878 1888
удельный вес населения моложе трудоспособного в общей численности, % 17,47 17,85 18,29 18,9 19,4
Население старше трудоспособного возраста, чел. 2541 2563 2596 2678 2726
удельный вес населения старше трудоспособного в общей численности, % 24,48 24,9 25,76 27,0 27,9
численность занятых в экономике, чел. 5778 5520 5040 4804 4731
             

 
Современная половозрастная структура населения характеризуется, во-первых, пониженной долей лиц в трудоспособных возрастах и, во-вторых, повышенной долей детей и лиц преклонного возраста. Первое связано с оттоком населения в трудоспособном возрасте из города и старением населения. Второе – с низкой миграционной активностью молодого и пожилого населения и ростом рождаемости во второй половине 2000-х гг. Увеличение численности населения моложе трудоспособного возраста  связано с ростом рождаемости и увеличением числа детей в возрасте 0-5лет.
Сохранение подобной динамики может в будущем привести к проблемам пенсионного обеспечения.
 

  1. Ситуация на рынке труда и в сфере занятости населения.

 
На рынке труда и в сфере занятости населения сложилась крайне неблагополучная ситуация. Безработица является одной из серьезнейших проблем муниципального образования.
Таким образом, уровень безработицы в 2015 году достаточно велик за счет сокращения численности штата на градообразующем предприятии, соответственно данный показатель вырос на 1,04 п.п. с 1,94% на 01.01.2014г. до 2,98 % на 01.01.2015г.
      
Таблица 3

Показатели 2011 2012 2013
 
2014
 
2015
уровень безработицы, % 2,5 1,8 1,5 1,58 1,94
признано в установленном порядке безработными, чел. 179 124 102 109 130

 
Большинство из вакансий – это рабочие места, организованные в рамках мероприятий активной политики занятости, финансирование которых осуществляется за счет федерального и областного бюджетов.
На рынке труда города Кирс наиболее острыми остаются проблемы несбалансированности спроса и предложения рабочей силы, как по количественному, так и по профессиональному составу.
       В 2015 году  численность экономически активного населения уменьшилось на 408 человек и составила 5224 человека. Это в основном вызвано трудовой миграцией населения. Рост миграционной убыли связан с нестабильной работой градообразующего предприятия, кризисными явлениями в области малого бизнеса. По оценке центра занятости населения ежегодно выезжает за пределы города более 900 человек и эта тенденция сохранится. В численности трудовых ресурсов  процент лиц старше трудоспособного возраста остается на уровне 27,9%.
Соответственно и наблюдается увеличение уровня безработицы это вызвано не только снижением экономически активного населения, но и значительным сокращением с градообразующего предприятия около 150 человек за 2015 год.
 Решение демографических проблем моногорода возможно путем поддержки градообразующего предприятия и малого бизнеса, развития жилищного строительства, дополнительного финансирования учреждений здравоохранения и образования, пропаганды и распространения здорового питания и образа жизни.
 
         2.3. Характеристика градообразующего предприятия.
Экономическая активность города Кирс напрямую связана с ОАО «Кирскабель». ОАО «Кирскабель» – градообразующее предприятие г. Кирс, является одним из ведущих производителей кабельно-проводниковой продукции для энергетической, нефтегазодобывающей отрасли, оборонного комплекса и других отраслей.
По состоянию на 01.01.2016г. на предприятии работает 1161 человек, что составляет 18,4 % от численности экономически активного населения города Кирс. Среднесписочная численность работников ОАО «Кирскабель» за последние годы представлена в таблице:
Таблица 4
 

Наименование показателя 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год
Среднесписочная численность работников на градообразующем предприятии, человек 1006 1007 1156 1160 1155 1161 961

 
Общая динамика среднесписочной численности работников на градообразующем предприятии оставалась положительной на протяжении нескольких лет, но в связи с кризисными явлениями  и снижением загрузки предприятия в конце 2014 года было принято решение о сокращении штата работников. На конец мая 2015 года в Центр занятости населения по Верхнекамскому району обратилось 147 человек, которые были сокращены с начала года на ОАО «Кирскабель».
Средняя заработная плата на предприятии, составляющая в 2014 году - 20890 рублей, выше средней по району на 7,3 %.
Особенностью города является также и то, что в общем объёме отгруженной продукции, работ и услуг доля ОАО «Кирскабель» составляет более 90 %.
 
Рис. 1. Доля ОАО «Кирскабель» в отгрузке товаров собственного производства (по всем видам экономической деятельности)
        Как показывает диаграмма, доля продукции, отгруженной градообразующим предприятием, в общем объеме отгрузки предприятий города снизилась в 2015 году на 1,6 п.п. это связано в основном со снижением отгрузки ОАО «Кирскабель».
На протяжении ряда последних лет происходит увеличение производства неизолированного провода, вместе с тем предприятие осуществляет диверсификацию производства, расширяя ассортимент выпускаемой продукции, востребованной на рынке. Внедрено производство LAN-кабеля, самонесущих изолированных проводов (СИПы). В 2008-2010 годах реализован проект «Производство кабеля на среднее и высокое напряжение» стоимостью 1,2 млрд. рублей. В 2011 году производство данного вида продукции возросло в 1,8 раза по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, проводимая руководством предприятия инвестиционная политика, позволила более чем в 2 раза (при сравнении 2008 и 2014 годов) увеличить объем производства в стоимостном выражении и организовать выпуск новых высокотехнологичных видов кабеля. Динамика объема производства ОАО «Кирскабель» представлена на рисунке 2.
 
Рис. 2. Динамика объема производства ОАО «Кирскабель», млн. рублей

Масштабы диверсификации производства градообразующего предприятия и его финансовых вложений, также характеризует доля инвестиций ОАО «Кирскабель» в общем объеме инвестиций предприятий и организаций города.
 Таблица 5
 
Инвестиции в основной капитал по моногороду Кирс
 

  Показатели Ед.изм. 2011
отчёт
2012
отчёт
2013
отчёт
2014
отчёт
2015
отчёт
Объём инвестиций (в основной капитал) за счёт всех источников финансирования - всего по городу тыс.руб. 194 161 87 173 131 276 289 782 101 560
Доля ОАО «Кирскабель» в общем
объёме инвестиций
% 73,3 50,2 49,4 75,6 50,9

 
За период 2012-2013 год доля инвестиций ОАО «Кирскабель» в общем объеме инвестиций снижается, сокращается и размер инвестиций в связи с отсутствием таких крупных проектов, которые были в 2009-2011 годах. В 2014 году финансовые вложения увеличились, т.е.  продолжилось техническое перевооружение производства. В 2015 году, вследствие ухудшения экономической ситуации  в стране,  на  градообразующем предприятии наблюдается снижение инвестиционной деятельности.
ОАО «Кирскабель» является ресурсозависимым предприятием. Всё сырьё, комплектующие изделия, необходимые для производства кабельной продукции закупаются из-за пределов области.
Очевидно, что ОАО «Кирскабель» - предприятие, которое в среднесрочной перспективе будет и дальше составлять базовое ядро экономики города.
Финансовые результаты деятельности градообразующего предприятия представлены в динамики за 5 лет в Приложении 1.
 

2.4. SWOT-анализ моногорода
 
Сильные стороны:
- наличие железной дороги и автотранспортного сообщения для транспортировки произведенной в городе продукции;
- возможность развития малого предпринимательства, наличие базовой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- обеспеченность населения города общеобразовательными учреждениями, учреждениями культуры и дополнительного образования, увеличение количества мест для детей в дошкольных образовательных учреждениях;
- стабильная общественно-политическая ситуация, готовность органов местного самоуправления к осуществлению преобразований.
Слабые стороны:
- неразвитость инвестиционной и финансовой сферы;
-зависимость экономики и бюджета города от успешности работы градообразующего предприятия;
- отсутствие энергетических мощностей для развития высокоэффективного промышленного производства (негазифицированность района);
- удаленность лесосечного фонда от транспортных путей;
- высокая доля ветхого и аварийного жилья;
- удаленность района от областного центра;
- высокий уровень миграции населения, в том числе и трудовой миграции;
-   "старение кадров";
- кризисная ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве (убыточность организаций ЖКХ, высокая степень износа зданий, сооружения и оборудования данных предприятий).
 
Перспективы развития:
- создание частного промышленного парка для развития современных малых и средних производств на территории  имеющегося промышленного комплекса;
- развитие производств с глубокой переработкой древесины;
- реконструкция и модернизация предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
- дальнейшее развитие малого предпринимательства, путем оказания различных форм поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
- развитие жилищного строительства;
- использование участков для культурно-оздоровительных, туристических целей, создание инфраструктуры туризма, охоты и рыбалки;
-сокращение уровня бюджетных расходов за счет развития  проекта поддержки местных инициатив;
- модернизация основных фондов и повышение эффективности использования муниципального имущества, вовлечение свободных производственных площадей в хозяйственную деятельность города;
- расширение системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, по направлениям предприятий и организаций города по специальностям, востребованным реальным сектором экономики;
- повышение доходов населения за счет сокращения неформальных форм оплаты труда и недопущение задолженности по заработной плате.
 
Угрозы:
- опережающий рост цен на энергоносители;
- ухудшение финансово-экономического положения предприятий;

  • сокращение реальной заработной платы, её несвоевременная выплата работодателями, падение уровня доходов населения;
  •  безработица может принять застойный характер, ввиду недостатка новых рабочих мест, что приводит к деградации человеческого капитала и усугубляет социальные проблемы;
  • снижение качества жизни населения;
  • увеличение миграции населения, отток молодых специалистов, квалифицированных кадров из города;
  •  снижение темпов жилищного строительства;
  •  некачественное оказание жилищно-коммунальных услуг, как предприятиям города, так и населению.

 
2.5. Оценка состояния ЖКХ
 
Система теплоснабжения монопрофильного образования г. Кирс включает четыре котельных:
-котельная ООО «Кирсинская теплоснабжающая компания»  основным видом топлива, которой является уголь;
       - котельная ОАО «РЖД» отапливает жилой фонд и железнодорожный вокзал, принадлежащая ОАО «Нижегородские железные дороги», основной вид топлива  - уголь;
- котельная д/с «Теремок» отапливается местным видам топлива – дровами;
- котельная ООО «Ресурс» отапливает п. Гарь, основной вид топлива-дрова.
Котельная г. Кирс эксплуатируется с 1954 года. По результатам обследования котлов, оборудования и здания ТЭЦ износ составляет более 75 %.       
       Общая длина трубопроводов тепловых сетей составляет 47,7 км в однотрубном исполнении. Основные магистрали, протяженностью 7,5 км в двухтрубном исполнении, были проложены в 1956 году и менялись в 70-х годах, их износ составляет 80-90 %.
С каждым годом требования к качеству, предоставляемым коммунальным услугам, возрастает, увеличивается объем потребителей. На данном прогрессирующем фоне действующие трубопроводы тепловой сети не в состоянии доставить теплоноситель необходимого количества и соответствующего качества до потребителя.    
В Кирсинском городском поселении функционируют головные инженерные сооружения, магистральные и распределительные сети водоснабжения: общегородской водозабор осуществляется с открытого водоисточника р. Вятка, объём которого составляет 2,5 тыс. куб. в сутки. Степень износа данных сетей и сооружений составляет около 96 %, так как капитальный ремонт не проводился с момента ввода в эксплуатацию, т.е. 1964 года.
Общая протяженность городских сетей водоснабжения составляет 18,9 км., в том числе с полным износом 13,2 км. Доля изношенных сетей составляет около 70% .
В г. Кирс биологические очистные сооружения построены в 1964 году. Износ БОС составляет более 80%. Требуется строительство новой БОС и ремонт водоотводных сетей канализации.
Основной причиной высокой степени износа инженерных коммуникаций – недостаточность бюджетных средств, необходимых для строительства, реконструкции и восстановления инженерных систем. Планово-предупредительные ремонты инженерной инфраструктуры ЖКХ практически полностью уступили место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в несколько раз превышают затраты на плановые ремонты тех же объектов. Это еще более усугубляет нехватку ресурсов, ведет к накоплению не выполненных работ и снижению надежности работы оборудования.
 
 
 
 
2.6  Оценка состояния жилищного фонда
 
Жилой фонд города Кирс на начало 2015 года составляет 224,3 тыс. м.2 общей площади.
         Значительная часть жилищного фонда города была построена в 50-70 годы прошлого столетия. Доля ветхого и аварийного жилья на территории города составляет 0,7% (1602 м2).
 
Таблица 6
Жилищный фонд и жилищное строительство
 

  2011 2012 2013
 
2014 2015
Жилищный фонд – всего,  тыс. кв. м. 224,3 224,3 224,3 249,0 250,6
Площадь ветхого и аварийного жилищного фонда, тыс.кв. м 2,1 1,6 1,6 18,4 12,8
Число семей, состоящих на учете на получение жилья и улучшения жилищных условий, ед. 615 586 573 557 564
Доля населения, проживающего в домах, признанных аварийными,% 1,26 0,99 0,99 0,99 0,99
Ввод в действие жилых домов, всего, т.кв.м. 12,019 0 1,2 1,6 1,1

 
         В городе реализуются различные меры содействия гражданам в улучшении жилищных условий:
 В частности, для решения вопроса безопасности проживания и переселении граждан из ветхого и аварийного жилья в 2012 году закончено строительство домов по ул. Пушкина, 11 и ул. Ленина, 16 города Кирс.
Для обеспечения жильем молодых специалистов бюджетной сферы города в первом квартале 2014 год был сдан новый 8-ми квартирный дом общей площадью 313,8 м2 .         
         Продолжается строительство домов для обеспечения граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, в 2013-2014годах были обеспечены жильем первичного рынка восемь детей сирот. В 2015 году начато строительство 8-квартирного дома в г. Кирс, по ул. Павлова для данной категории населения.
 
 
III. Предлагаемые модели реализации плана модернизации экономики моногородов
 
3.1. Создание промышленного парка
       Перспективным направлением развития экономики города, в  рамках комплексного инвестиционного плана развития города Кирс с монопрофильной экономикой на 2010-2020 годы, является создание частного промышленного парка.        
Промышленный парк предполагается разместить в черте города Кирс, расположенного на расстоянии 201 км. от областного центра  Киров. Имеет два выхода на федеральную трассу на расстоянии 58 км. и 110 км. в направлении гг.Омутнинск и Белая Холуница.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Основной целью создания частного промышленного парка является развитие современных малых и средних производств на территории  имеющегося промышленного комплекса, через создание доступных и качественных условий для их эффективной деятельности. 
     Стратегические приоритеты и долгосрочный эффект проекта выражается через:
*Создание новых современных рабочих мест;
*Привлечение инвестиций;
        *Улучшение качества жизни населения района.
    Промышленный парк будет локализован на площадях, освобождаемых в результате концентрации производства ОАО «Кирскабель».
Территориальное расположение частного промышленного  парка представлено на рисунке:
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Приоритетным преимуществом для создания промышленного парка в городе Кирс является наличие на высвобожденной территории  ОАО «Кирскабель»  опорной технической инфраструктуры - транспортных путей, телекоммуникационных сетей, систем электроснабжения, теплоснабжения, канализации, водоснабжения.  Все эти коммуникации в настоящее время  имеются, но  требуется строительство инфраструктурных  объектов:
-строительство очистных сооружений производительностью 2700 куб.м. в сутки;
-модернизация уличной сети моногорода со строительством объездной дороги.
 
    Список производственных помещений под размещение промышленного парка.
 

   
Кадастровый номер
земельного участка
 
 Площадь,
кв.м.
 
Цель использования земельного участка
 
Примечание
  1                2           3              4                  5
    1  43:05:330704:650                   55 825    Для размещения промплощадки Корпус «В», производство проводниково-кабельной продукции
    2  43:05:330704:652
 
 148 565 Для размещения промплощадки Корпус»А», производство проводниково-кабельной продукции
    3 43:05:330704:317     3 528 Для размещения промплощадки Бывшая заводская 2-х этажная столовая
    4 43:05:330704:653    3 215 Для размещения промплощадки
 
Высотное здание для производства высоковольтных кабелей
    5 43:05:330704:651
 
  12 783 Для размещения промплощадки Площадка для складирования
    6 43:05:330704:617  11 684 Для размещения промплощадки Площадка для складирования
   7  43:05:330704:315   58 769 Для размещения промплощадки Площадка для складирования, включая склад ГСМ
   8 43:05:330702:756   14 250 Для размещения промплощадки Защитная зона предприятия
   9 43:05:330704:632 227 993 Для размещения промплощадки Площадка вспомогательных предприятий
  10 43:05:330704:584    8 636 Для здания насосной второго подъема Фильтровальная городского водопровода
11 43:05:330704:1364  38 503 Здание ТЭЦ Городская котельная
  12 43:05:330704:649    5 000 Для размещения промплощадки ООО «Пластик»
  13 43:05:330704:632      Для размещения промплощадки Станция перекачки хозфекальных стоков
  14 43:05:330704:344          33 600 Для размещения промплощадки Корпус «Б», в настоящее время деревообработка
  15 43:05:330701:344    6 357 Здание цеха ТВС и территория для его обслуживания Здание бывшей центральной электростанции
  16 43:05:330704:1365       293 Для существующих объектов капитального строительства- железнодорожный путь к складу №3.    Подъездные пути к котельной для подачи вагонов с углем
  17 43:05:330704:633       893 Для размещения –художественной мастерской и склада цемента Здание растворо-бетонного узла
 19 43:05:330704:316    1 177 Для размещения промплощадки Площадка для складирования
 18 43:05:330704:616    1 853 Для размещения здания депо Бывшее здание железнодорожного депо

 
     Целесообразной формой управления промышленного парка является создание частной управляющей компании, которая берёт на себя все функции по созданию и управлению инфраструктурным комплексом, а также многие организационные функции. Следует отметить, что уровень состояния помещений  будет значительно ухудшаться  в том случае, если они не будут востребованы арендаторами.
    Основная цель компании - стратегическое развитие промышленного парка на протяжении его жизненного цикла.
   Жизненный цикл парка условно представлен следующими этапами:

  • Инициация
  • Создание инфраструктуры
  • Насыщение резидентами и привлечение инвестиций
  • Операционное управление

       К потенциальным резидентам промышленного парка можно отнести следующие предприятия: ООО «Машдеталь», ООО «Энергосервис»,  ООО «Пластик»,  ООО «Кирсинская теплоснабжающая компания»,  ООО «КировСтройДом»,  ООО «ВЯТКАВУД»,  ОАО «Кирскабель», ООО «Метрис», ООО «Галанта»(ТЦ  Нагул), ООО «НПО «Импульс».
     Оборот продукции по юридическим лицам изъявившим  желание стать участниками  Парка за 2015 год составил 7,6 млрд.руб., численность работающих- 1579 человек.

№п/п Название предприятия Численность  работающих по состоянию на 01.01.2015 года
1. ООО «Машдеталь» 41
2. ООО «Энергосервис» 20
3. ООО «Пластик» 33
4. ООО « Кирсинская теплоснабжающая компания» 180
5. ООО «ВЯТКАВУД» 114
6. ОАО «Кирскабель» 1160
8. ООО «Метрис» 23
9. ООО «Галанта»(ТЦ  Нагул) 8
  ВСЕГО 1579

 
         Необходимо учесть, что при увеличении количества резидентов, суммарные показатели будут расти.  
         Созданный парк будет ориентирован на производство продукции машиностроения, деревообработки, пластмассовых изделий, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения.
 
Месторасположение   резидентов промышленного парка представлено на следующей схеме:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     3.2. Реализация инвестиционных проектов, входящих в план модернизации экономики моногородов
 
В план модернизации экономики моногородов включаются как инвестиционные проекты градообразующего предприятия, так и других предприятий и индивидуальных предпринимателей, находящихся на различных промплощадках.
ОАО «Кирскабель»  постоянно осуществляет диверсификацию производства путем расширения ассортимента выпускаемой  продукции. В целях  увеличения объёма продаж, освоения новых видов продукции ОАО «Кирскабель» ежегодно инвестирует средства в основной капитал, используя при этом как собственные, так и привлечённые средства.
Проект производства неизолированного провода АСТ.
       Производство неизолированного провода АСТ для передачи электроэнергии в воздушных линиях на 110-750 кВ, обладающего более широким диапазоном рабочих температур по сравнению с обычными неизолированными проводами, обладающими повышенной механической и термической стойкостью. Могут использоваться в условиях интенсивного снегопада, противостоять обледенению, не требуют глобальной перестройки линии, специального оборудования, арматуры и обучения персонала. Размер инвестиций 77,5 млн. рублей, увеличение объема реализации на 150 млн. рублей в год.
 
Проект выпуска кабелей напряжением 110 кВ
Освоение выпуска кабелей напряжением 110 кВ с сечением тонкопроводящей жилы до 2000 мм2  типа Miliken и оптоволоконным модулем в экране. Размер инвестиций 142,049 млн. рублей, увеличение объема реализации на 340,326 млн. рублей в год. Планируется создание 6 новых рабочих мест.
Расширение ассортимента и увеличение производства атомного кабеля, монтажного и кабеля управления.
   Организация производства и продаж силового и контрольного кабеля безопасности (FR, HF, LS). Данный проект дополняет имеющиеся производственные мощности и позволяет полностью комплектовать заказы для АЭС. Проект включает в себя приобретение оборудования и размещение его на производственных площадях цехов № 2 и 3 завода Кирскабель, общая сумма инвестирования составит порядка 345,57 млн. рублей и создание 44 рабочих мест.
Испытательная станция на 220 кВ
В продолжение инвестиционного проекта по расширению ассортимента выпускаемого кабеля с изоляцией из сшитого полиэтилена на напряжение 220 кВ. В состав приемосдаточных электрических испытаний силового кабеля с изоляцией из сшитого полиэтилена на напряжение 220 кВ входит:
- Определение электрического сопротивления токопроводящей жилы;
- Определение электрической емкости кабеля;
- Испытание напряжением 318 кВ промышленной частоты в течение 30 мин.;
- Определение уровня частичных разрядов при напряжении 190 кВ.
Общая сумма проекта составит 200,16 млн. рублей с созданием 12 новых рабочих мест.
    
Для  создания новых рабочих мест в городе,  снижения уровня безработицы, увеличения налогооблагаемой базы, обеспечения  жителям комфортных и безопасных условий  проживания, повышения привлекательности города реализуются инвестиционные проекты, относящиеся к различным отраслям экономики и социальной сферы.
 
Строительство плавательного бассейна в г. Кирс.
         Срок реализации проекта: 2016-2017 гг.
         Общий объем инвестиций: 45,04 млн. рублей
         Создание новых рабочих мест: 10 новых рабочих мест
         Цель проекта : строительство бассейна в г. Кирс, позволит готовить спортсменов по виду спорта летний полиатлон, открыть отделение плавания в ДЮСШ Верхнекамского района, проводить спортивно-массовые мероприятия, с включением плавания, как районного, так и межрайонного масштаба.»
 
Организация инновационного учебного центра в отрасли телекоммуникационных технологий в Верхнекамском районе Кировской области
          Инициатор проекта: группа компаний «НПО «Импульс»
          Срок реализации проекта: 2015-2016г.
          Общий объём инвестиций:  35 млн.руб.
          Создание новых рабочих мест: 14 новых рабочих мест 
          Цель проекта: обучение и тренинг специалистов в области применения информационных технологий.
 
Развитие широкополосного доступа сети Интернет в Верхнекамском районе
Кировской области
       Инициатор проекта: группа компаний «НПО «Импульс»
       Срок реализации проекта: 2015-2016г.
       Общий объём инвестиций: 4,75 млн. руб.
       Создание новых рабочих мест: 9 новых рабочих места.
       Цель проекта: создание совокупности аппаратных и программных  средств и алгоритмов, предназначенных для регистрации заявок пользователей (поступающих по телефону, или с помощью других средств связи- радио, пейджинговая связь и т.д.), их маршрутизации, контроля решения задач и выдачи результатирующей информации пользователю.
 
Создание ремонтно-строительной компании
          Инициатор проекта: ООО «Стройбетон»
          Срок реализации проекта: 2015 - 2017 год
          Общий объём инвестиций:  1,15 млн.руб.
          Создание новых рабочих мест: 5 новых рабочих мест.
          Цель проекта: открытие ремонтно-строительного предприятия для оказания услуг организациям и жителям Верхнекамского и соседних с ним районов Кировской области по строительству и ремонту зданий и сооружений.
 
Проект деревообрабатывающего производства
         Инициатор проекта: ООО «ВЯТКАВУД»
         Срок реализации проекта: 2014-2016 гг.
         Общий объем инвестиций: 345 млн. рублей
         Создание новых рабочих мест: 150 новых рабочих мест
         Цель проекта: сформировать в рамках единого имущественного комплекса единый хозяйственно-финансовый цикл от лесозаготовок до глубокой переработки древесины, обеспечивающий устойчивое и последовательное увеличение доли товара с высокой добавленной стоимостью.
 
Строительство автосервиса
Инициатор проекта: ООО «Диавто»
Срок реализации проекта –2010-2013 гг.
Общий объем инвестиций –2,650 млн. рублей
Создание новых рабочих мест: 20 новых рабочих мест.
          Цель проекта: Главная цель проекта оказание услуг  качественного автосервиса по ремонту и обслуживанию автомобилей. Строительство автосервисного центра на 9 постов с магазином запасных частей и автомойкой.
 
Проект «Кирсинка»
Инициатор проекта: ИП Ташкулиева Е.А.
Срок реализации проекта –2012-2017 гг.
Общий объем инвестиций – 4,0 млн. рублей
Создание новых рабочих мест: 14 новых рабочих мест.
Цель проекта: Главная цель проекта предоставление туристических услуг населению на территории города Кирс. По данному проекту планируется строительство гостевого домика, бани и родельбана в д. Кочкино.
 
Строительство цеха для углубленной переработки древесины.
Инициатор проекта: ИП Гырдымов
Срок реализации проекта –2012-2017 гг.
Общий объем инвестиций – 26 млн. рублей
Создание новых рабочих мест: 28 новых рабочих мест.
Цель проекта: Главная цель проекта строительство цеха для углубленной переработки древесины, а именно выпуск евровагонки, европолов, плинтусов, блок Хаус, имитацию бруса, деревянные окна и двери. Данная продукция предполагается упаковывать в пленку и рассортировывать по сортам и размерам.
 
Строительство магазина по ул. Ленина 12
Инициатор проекта: ИП Евдокимова
Срок реализации проекта –2013-2014 гг.
Общий объем инвестиций – 1,5 млн. рублей
Создание новых рабочих мест: 4 новых рабочих мест.
Цель проекта: Для развития торговой сети в городе Кирс планируется строительство в центре города нового магазина для розничной торговли, что обеспечит более серьезную конкуренцию магазинам, находящимся рядом с новым строительством.
 
Переработка отходов деревообработки в топливные гранулы (пеллеты)
Инициатор проекта: ООО «КировСтройДом»
Срок реализации проекта –2014-2016 гг.
Общий объем инвестиций – 16 млн. рублей
Создание новых рабочих мест: 23 новых рабочих мест.
Цель проекта: Централизованный сбор отходов деревообработки и переработка в топливные гранулы.
 
Приобретение асфальто-бетонного завода
Инициатор проекта: ИП Гырдымов
Срок реализации проекта  - 2015 г.
Общий объём инвестиций-3,6 млн.руб.
Создание новых рабочих мест: 5 сезонных рабочих мест.
Цель проекта:  изготовление асфальто-бетонной смеси для ремонта автомобильных дорог Кирсинского городского поселения, в соответствии с муниципальным контрактом.
 
Строительство ангарного помещения производственно-складского назначения
Инициатор проекта: ООО «Пластик»
Срок реализации проекта  - 2016-2017 г.
Общий объём инвестиций-6 млн.руб.
Создание новых рабочих мест: 8 рабочих мест.
Цель проекта:  Строительство ангарного помещения производственно-складского назначения для переработки макулатуры и отходов от основного производства (пластмасс)
 
Строительство пристроя цеха литья
Инициатор проекта: ООО «Пластик»
Срок реализации проекта  -  2017-2018 г.
Общий объём инвестиций – 8 млн.руб.
Создание новых рабочих мест: 8 рабочих мест.
Цель проекта:  Строительство пристроя цеха литья для расширения объемов производства товаров бытового и хозяйственного назначения и оказания услуг по литью пластмассовых изделий.
 
Паспорта реализуемых инвестиционных проектов, включенных в комплексный инвестиционный план модернизации экономики моногорода Кирс представлены в приложении 2.
Развитие малого предпринимательства в городе Кирс является одним из важных инструментов решения социально-экономических проблем города. Для поддержки малого предпринимательства в районе действует муниципальная программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Верхнекамском районе» на 2014-2020гг. За счет мероприятий данной программы создано в течение 2014-2015 гг. 37 новых рабочих мест.
Благодаря грантовой поддержке начинающих предпринимателей в 2013-2015 годах были реализованы проекты в сфере производства (производство мебели, строительных блоков, пиломатериалов) и оказания услуг (парикмахерских, автосервисных, по установке окон и дверей).
 

  1. Инфраструктурные мероприятия, необходимые для реализации инвестиционных проектов 

 
Выполнение инвестиционных проектов зависит от реализации ряда инфраструктурных мероприятий, а именно:
  1.  Развитие улично-транспортной  сети г. Кирс Верхнекамского района (Строительство объездной дороги для большегрузного транспорта в городе Кирс).
Для начала реализации инвестиционных проектов необходимо построить объездную дорогу для большегрузного автотранспорта. На сегодняшний день основная часть перевозки готовой продукции и поставка материалов на предприятиях города осуществляется автотранспортом. Дорога, по которой ввозятся материалы, и вывозится продукция, является одной из главных дорог города, вблизи которой находится множество социально-значимых объектов (школа, детский сад, торговый центр, рынок) тем самым создается аварийная ситуация, разбивается дорожное покрытие, вследствие чего автомобильная дорога не соответствует ГОСТ Р 50597-93 – требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, что является основанием для закрытия ее для большегрузного транспорта. При отсутствии дороги с твердым покрытием перевозка готовой продукции и доставка материалов будет осуществляться по железнодорожным путям – это около 40 млн.руб. в год дороже, чем перевозка автотранспортом. При перевозке продукции ж/д транспортом произойдет увеличение сроков поставки продукции на срок более недели, увеличение складских запасов предприятий, что повлечет за собой рост затрат на отвлечение средств  примерно до 100 млн. руб.  Также потребуются дополнительные затраты на доставку материалов от станции до склада. Увеличение расходов на транспортировку продукции и поставку материалов неизбежно влечет за собой увеличение себестоимости на  выпускаемую продукцию, и как следствие отразится на конкурентоспособности предприятий и снижении доходности.
Стоимость строительства объездной дороги для большегрузного транспорта в городе Кирс после прохождения госэкспертизы составила 535, 543 млн. рублей, стоимость разработки ПСД - 6,99 млн. рублей.
 2. Строительство очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков в городе Кирс
Степень износа данных сетей и сооружений составляет около 96 %, так как капитальный ремонт не проводился с момента ввода в эксплуатацию, т.е. 1964 года. Очистка воды осуществляется через механические фильтры с кварцевым песком, производится коагулирование, флокулирование и хлорирование. Из-за высоких скоростей, низких температур в зимний период процесс коагулирования не успевает завершиться, в результате качество очищаемой воды не соответствует  СанПиН 2.1.4.1074-01, имеется превышение по железу, цветности и окисляемости, что не может быть приемлемо для реализации высокотехнологичных проектов предприятий города.
Стоимость строительства очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков в городе Кирс после прохождения экспертизы составила 276, 365 млн. рублей, стоимость разработки ПСД – 4,4  млн. рублей.
Таким образом, важную роль в выполнении КИП играют инфраструктурные мероприятия, которые являются неотъемлемой частью общего инвестиционного плана. Паспорта по объектам инфраструктуры представлены в приложении 3.
 
3.4. Мероприятия, направленные на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.
 
Успешное развитие предпринимательства возможно лишь при обеспечении благоприятных, социальных, экономических, правовых и других условий, поддержание и укрепление которых является прерогативой органов местного самоуправления.
Для решения этих задач в районе реализуется муниципальная программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Верхнекамском районе» на 2014-2020 годы. Ежегодно в рамках данной программы предусматривается финансирование за счет всех бюджетов (районного, областного, федерального). Основные мероприятия программы, подлежащие финансированию следующие:
Предоставление грантов  начинающим предпринимателям. В 2015 году было предусмотрено 2,09 млн.рублей за счет федерального бюджета. 4 СМП, осуществляющие деятельность в г. Кирс получили грантовую поддержку от 300 тыс.рублей до 1 млн.рублей. Среди проектов наиболее значимые для города: создание ремонтно-строительной компании, осуществляющей производство общестроительных работ и оказание услуг по приготовлению и подаче на объектах промышленного гражданского  строительства бетона, развитие широкополосного доступа сети в Интернет в Верхнекамском районе Кировской области, создание мастерской по ремонту и пошиву обуви, организация производства доборных элементов для кровли фасада.
Субсидирование части затрат СМП по договорам финансовой аренды (лизинга). На эти цели в 2015 году  израсходовано 599,962 тыс.рублей (216,4 тыс.рублей – средства областного бюджета, 383,562 тыс.рублей- федеральный бюджет). В результате оказанной поддержки, 2 СМП приобретены фургон хлебный и ГАЗ-А21К32 грузовой с бортовой платформой.
Субсидирование части затрат СМП, связанных с приобретением основных средств. Данный вид поддержки получили 3 СМП. В текущем году было израсходовано 1149,798  тыс. рублей из федерального бюджета.
«Реализация программ обучения руководителей и специалистов СМП». Обучение прошли 29 человек, в т.ч. 25 из г. Кирс. В результате было зарегистрировано 6 СМП и повысили квалификацию 7 действующих СМП. На обучение лиц, желающих заниматься бизнесом и начинающих предпринимателей израсходовано 97,72189 тыс. руб.
 
3.5.Обоснование необходимости создания в моногороде территории опережающего социально-экономического развития.
Одним из сценариев развития экономики города является создание территории опережающего социально-экономического развития, это абсолютно новый подход к решению основной задачи КИП - снижение монозависимости города от градообразующего предприятия, а также  создание новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующего предприятия, формированию условий для достижения города стабильной социально-экономической ситуации.
Территория опережающего социально-экономического развития - часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения;
         Резиденты данной территории имеют очень серьезные налоговые льготы. В их числе, в частности, нулевые ставки по налогам на землю и имущество, нулевую федеральную часть налога на прибыль, пониженный размер страховых взносов в 7,6%, а также особый режим налогового контроля. Все это, определенно, даст возможность моногородам стать привлекательными для инвесторов и получить новый толчок к развитию.
В рамках территорий опережающего развития должно быть обеспечено максимальное упрощение процедуры реализации инвестиционных проектов и создание инфраструктуры.
Таким образом, увеличится число резидентов на территории города изъявивших желание реализовывать инвестиционные проекты.
На территории Кирс инвесторы изъявившие желание вкладывать инвестиции на территории опережающего социально-экономического развития приведены в таблице

Наименование инициатора проекта Сумма инвестиций, млн. руб Количество создаваемых рабочих мест Выручка (план) млн. руб
ИП Гырдымов 10 25 17
ООО «Инновационый центр Верхнекамья» 11 20 13
ИП Щуплецов 8 20 15
ИП Ефремова 10 20 16
ИП Кричфалуший 6 20 11
МУП Кондитер 5 20 6

Обоснование с расчетами представлены в приложении 10.
 
3.6. Развитие инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства.
 
С целью обеспечения надежности функционирования городских инженерных систем, строительства жилищных объектов, объектов производственного назначения, реализации инвестиционных проектов реализовано и планируется осуществить мероприятия описанные таблицей 7.
 Таблица 7
Перечень мероприятий по модернизации инженерной инфраструктуры
 

№пп Наименование мероприятия Содержание Стоимость,
млн.руб.
Период исполнения
1 Ремонт тепловых сетей Ремонт котельного оборудования; замена трубопроводов сетевой воды с увеличением трубопроводов на D=530 в пределах ТЭЦ 21,4 2010-2014гг
2 Строительство очистных сооружений хоз-бытовых стоков в городе Кирс Разработка проекта и строительство новых водозаборных на р.Вятка  и насосно-фильтровальной станции с увеличением производительности на 3,5 тыс.кубометров воды в сутки.
Разработка санитарной зоны водозабора на р.Вятка.
Строительство очистных сооружений хозфекальных стоков производительностью 2,7 тс.куб.м./сутки,
276,4 2014-2017 гг.
3 Строительство микрорайона «Светлый» Развитие коммунальной инфраструктуры города для строительства быстровозводимых малоэтажных домов экономкласса общей площадью 4000 кв.м. 25,0 2010-2015гг.
4 Строительство дома на 12 квартир под служебное жилье по ул. Павлова Снижение социальной и кадровой напряженности в городе и обеспечение молодых специалистов новым комфортным жильем. 10,8 2013-2015 гг.
5 Ремонт водопроводных сетей Кап. ремонт водопроводных сетей в д. Кочкино с заменой водонапорной башни 0,936 2011 г
6 Строительство домов для детей сирот В городе назрела проблема обеспечения  жильем детей-сирот, ООО «Промгражданстрой» дало согласие на строительство 3 четырехквартирных новых домов, что позволит обеспечить жильем 16 детей. 10,876 2013-2015гг.
7 Реконструкция т\трассы центр Позволит обеспечить более качественными услугами теплоснабжения около 1000 жителей города 20,3 2017-2019 гг.
8 Капитальный ремонт котлоагрегата Позволит обеспечить более качественными услугами теплоснабжения около 5000 жителей города 80,4 2016-2020 гг
9 Капитальный ремонт склада угля Необходим для качественного хранения топлива 11,6 2019-2020 гг

         Мероприятия по ремонту объектов ЖКХ планируемые к реализации приведены в Приложении 11.
За период реализации КИП с 2010 по 2014 годы было выполнено ряд мероприятий, а именно: ремонт котельного оборудования; замена трубопроводов сетевой воды с увеличением трубопроводов на D=530 в пределах ТЭЦ; ремонт водопроводных сетей. Выполнение данных мероприятий позволило городу поддержать функционирование аварийных тепловых и водопроводных сетей, однако в полной мере не помогло решить назревшую проблему с теплоснабжением и водоснабжением города. Для более комплексного и кардинального подхода планируется начало реализации инфраструктурных мероприятий, приведенных в таблице № 8. 
Транспортная сеть городского поселения является важным звеном экономического развития всех отраслей народного хозяйства, транспортного сообщения внутри городского поселения, включая автобусное сообщение, а также передвижение граждан на личном транспорте, т. е. обеспечение доступности и качества транспортных услуг населению.
Высокий уровень автомобилизации, способствуя развитию экономики и обеспечению мобильности населения, имеет ряд негативных последствий. В Кирсинском городском поселении за 2011 год  зарегистрировано  90 дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), в результате которых 1 человек погиб, 5 ранено, в 2012 году зарегистрировано 89 ДТП, в результате чего 7 ранено, 1 ДТП с участием детей. Моральный и материальный ущерб от гибели и ранения людей определяют высокую значимость мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
Покрытие автомобильных дорог  выполнено из разных видов материалов, в том числе асфальтовые, асфальтобетонные и грунтовые дороги. Износ дорожной сети  искусственных сооружений достаточно большой, что в свою очередь угрожает безопасности дорожного движения. Улично-дорожная сеть является важнейшей частью транспортной системы, от уровня её транспортно-эксплуатационного состояния во многом зависит качество жизни населения.
На сегодняшний день дорога, по которой ввозятся материалы и вывозится около 40% готовой продукции предприятий города, является одной из главных дорог, на которой находится множество социально-значимых объектов (школа, детский сад, торговый центр, рынок) вследствие чего движение грузового транспорта может быть остановлено по причине несоответствия дорожного покрытия ГОСТу Р 50597-93 – требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
Для решения данных проблем планируется выполнить ряд мероприятий:  
Таблица 8

№пп Наименование
мероприятия
Содержание Стоимость,
млн. руб.
Период исполнения
1 Развитие улично-транспортной сети г. Кирс Верхнекамского района Устройство твердого покрытия уличной сети с несущей способностью не менее 12 тонн на ось с установкой приборов регулирования в местах пересечения 535,4 2014-2017

 
В первом полугодии 2013 года выполнены все работы по мероприятию «ремонт автомобильных дорог общего пользования» в рамках муниципальной целевой программы «Развитие транспортной инфраструктуры в Кирсинском городском поселении до 2015 года», утвержденной постановлением администрации Кирсинского городского поселения от 13.05.2013 №79 и областной целевой программы «Развитие транспортной инфраструктуры Кировской области до 2015 года утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 11.08.2010 № 63/378. При реализации данного мероприятия самая дефектная часть  автомобильных дорог города была отремонтирована.
 
3.7. Проектная команда реализации плана модернизации экономики моногорода
 
Для успешной реализации плана модернизации экономики моногорода Кирс создана проектная команда, в которую входят:
- представитель администрации субъекта Российской Федерации –
- представитель администрации моногорода –
- представители ключевых инвестиционных проектов:
 

п/п Наименование проекта Инициатор
1. «Расширение ассортимента выпускаемого кабеля с изоляцией из сшитого полиэтилена на напряжение 220 кВ» (Испытательная станция на 220кВ) Финансовый директор ОАО «Кирскабель» - Шаншина Юлия Анатольевна
2. «Расширение ассортимента и увеличение производства атомного кабеля, монтажного и кабеля управления» Финансовый директор ОАО «Кирскабель» - Шаншина Юлия Анатольевна
3. Строительство цеха по глубокой переработке древесины Индивидуальный предприниматель Гырдымов Анатолий Борисович
4. Организация инновационного учебного центра в отрасли телекоммуникационных технологий в Верхнекамском районе Кировской области Группа компаний НПО Импульс - Тирон Георгий Георгиевич; ООО «Инновационный центр Верхнекамья»
5. Развитие широкополосного доступа сети Интернет в Верхнекамском районе Кировской области Группа компаний НПО Импульс - Тирон Георгий Георгиевич; ООО «Инновационный центр Верхнекамья»
6. Модернизация ТЭЦ г. Кирс для горячего водоснабжения города Группа компаний Баграм -345 - Попов Алексей Николаевич                    

 
 
3.8. Бюджет плана модернизации экономики моногорода
 
Финансирование всех мероприятий и проектов плана модернизации экономики моногорода с указанием источников финансирования в разбивке по годам представлено в приложении 12.
            За счет реализации проектов, включенных в план модернизации экономики моногорода  количество занятых в экономике в 2015 году увеличивается  на 200 человек и оценивается в количестве 4890 человек. В 2016-2020 годах планируется увеличение работающих в среднем по 60 человек ежегодно за счет реализации следующих проектов: организация инновационного учебного центра в отрасли телекоммуникационных технологий в Верхнекамском районе Кировской области, развитие широкополосного доступа сети Интернет в Верхнекамском районе Кировской области, а также дальнейшая реализация иных вышеперечисленных проектов.
           В связи с этим в 2015 году уровень безработицы зарегистрированной так и по методологии МОТ уменьшится и оценивается в размере 2,7% и 9,9% соответственно.
В результате реализации ключевых инвестиционных проектов плана модернизации экономики моногорода Кирс  ожидается дополнительное поступление налогов в бюджет субъекта в размере 2311,74 тыс.рублей, в местный бюджет – 1802,76 тыс.рублей.