Минтранс предлагает создать реестры водителей и машин, которые участвуют в перевозках легковыми такси, а также позволить регионам устанавливать минимальные тарифы на такие перевозки.
11 мая в Государственную думу внесли новый вариант законопроекта о перевозках легковыми такси. Новеллу подготовил Минтранс во исполнение поручения, которое президент Владимир Путин дал еще в 2017 году. Законопроект призван отрегулировать новую для законодательства сферу агрегаторов такси.
Как отмечается в пояснительной записке, в минувшем году рынок такси рос только за их счет, а подавляющее число заказов россияне делали через приложения. Из-за перетока клиентов к компаниям-агрегаторам традиционные таксопарки также начали пользоваться их услугами, сократив работу собственных диспетчерских служб или вообще отказавшись от них. При этом работа таких участников рынка, в том числе вопрос ответственности в случае причинения вреда такси, заказанным через агрегатор, пока не отрегулирована законодательно.
Сами агрегаторы настаивают, что выполняют только информационно-посредническую функцию и не несут ответственности за сами услуги перевозки. Но Верховный суд предлагал установить ответственность службы заказа легкового такси перед пассажиром за причиненный при перевозке вред, если он мог добросовестно считать, что договор фрахтования заключили с ним непосредственно (определение по делу № 5-КГ17-220). Сейчас, как полагает Минтранс, рост рынка агрегаторов и количества работающих с ними таксистов снижает безопасность перевозок в целом.
Для решения этой проблемы ведомство предлагает обязать самозанятых перевозчиков работать через службу заказа. В свою очередь, агрегатор будет обязан передавать данные о водителях и их транспортных средствах контролирующим органам. Регионы также смогут потребовать от них передавать местным властям сведения о перевозках.
Минтранс предлагает создать два реестра: региональный реестр перевозчиков легковыми такси и региональный реестр легковых такси, куда будут включать водителей и машины соответственно. Такие реестры регионы будут формировать в федеральной государственной информационной системе реестров легкового такси, что позволит не тратить средства местных бюджетов. Автомобили потребуется в обязательном порядке оборудовать устройством контроля за вниманием и усталостью водителя и таксометром. А к управлению ими не допустят лиц более чем с тремя неоплаченными штрафами за нарушения ПДД, а также при отсутствии аттестации на знание местности и порядка действий при чрезвычайной ситуации, если регион установит такое требование.
Агрегатор будет обязан иметь представительство в каждом регионе, где через него заказывают более 5000 машин в сутки. После достижения этого показателя у компании будет месяц на создание местного представительства. Тарифы на перевозку устанавливает сам перевозчик, но местные власти вправе установить их минимальный размер. Это необходимо, чтобы водителям не приходилось перерабатывать из-за заниженных тарифов, которые вводят агрегаторы.
Автоштрафы ВС уточнил, как наказывать такси за отсутствие обязательной информации
Агрегаторы будут обязаны предоставлять органам Федеральной службы безопасности автоматизированный удаленный доступ к своим информационным системам и базам данных. Порядок такого доступа определит кабмин.
Кроме того, новелла регулирует порядок получения «желтых» номеров, если использовать машину в качестве такси владелец решил уже после ее регистрации.
В случае принятия закон вступит в силу 1 марта 2023 года, а отдельные положения, требующие дополнительных затрат операторов, — с 1 сентября 2023-го.
Вопрос регулирования перевозок, осуществляемых самозанятыми, и работы агрегаторов таких услуг стоит уже несколько лет. Законопроект № 481004-7 дошел до второго чтения, но внесенные к нему поправки вызвали критику как бизнес-сообщества, так и администрации президента, и документ в итоге вообще отклонили.
Законопроект № 121564-8 «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»