Ограничения для иностранных агентов предлагают сократить, а понятие «иностранного влияния» — конкретизировать. В ее нынешнем виде новелла несет коррупционные риски и угрожает конституционным правам россиян, считают в СПЧ.
Совет при президенте по правам человека (СПЧ) направил в Государственную думу отзыв на новый законопроект об иностранных агентах, который призван объединить и систематизировать ранее введенные нормы. По мнению членов СПЧ, он неоправданно расширяет основания для признания иноагентом и противоречит Конституции.
СПЧ указывает, что если сейчас для признания иностранным агентом достаточно получения средств из-за рубежа и занятия политической деятельностью, то в случае принятия законопроекта этот статус начнут присваивать только на основании «иностранного влияния». Причем исчерпывающего и однозначного определения такого влияния сам документ не содержит, «фактически допуская в качестве такового любой способ воздействия, который административный орган по своему усмотрению сочтет достаточным». Это может стать опасным фактором коррупции.
Поскольку иноагентами можно будет признавать и компании, такое неопределенное толкование может ударить по бизнесу, полагают в СПЧ. Под угрозой окажутся и профсоюзы, которые, с одной стороны, взаимодействуют с органами власти, а с другой — могут оказывать помощь иностранным членам профсоюза или сотрудничать с международными профсоюзными организациями.
Законопроект предполагает чрезмерно широкий круг сведений, которые должны предоставлять госорганам иноагенты. Причем часть этих сведений можно было бы получить просто в порядке межведомственного обмена.
Полный запрет на занятие образовательной и просветительской деятельностью для иноагентов противоречит конституционному праву на труд, так как такие занятия могут быть единственным источником дохода для признанного иноагентом лица, а законопроект полностью закрывает к ним доступ.
По мнению СПЧ, новелла также нарушает закрепленное в Конституции право на свободу выражения мнения. Хотя в новелле не говорится об этом прямо, но фактически выражение мнения по вопросам общественной жизни может привести к получению статуса иноагента, а он — повлечь поражение в правах. «Например, физическое лицо, получившее статус иностранного агента, становится потенциально опасным для любого работодателя», — говорится в заключении. Ведь трудоустройство такого человека грозит компании тем же статусом из-за его «влияния».
Процесс Минюст начал заполнять четвертый иноагентский список
В СПЧ призывают внести в законопроект целый ряд фундаментальных изменений. Понятие «иностранного влияния» нужно либо исключить, либо дать закрытый перечень форм такого влияния. Пункт об аффилированных с иноагентом лицах также необходимо исключить, так как он фактически вводит ограничения в их отношении при отсутствии вины с их стороны. Список форм политической деятельности тоже нужно уточнить, чтобы под это понятие не подпадала работа благотворительных организаций или действия их членов, которые совершают не от имени организации.
Сам список ограничений, которые вводятся в отношении иноагентов, следует сократить, в том числе исключить запреты на участие в образовательной деятельности и госзакупках как не связанные с вопросом иностранного влияния. Также СПЧ призывает уменьшить объем отчетности для иноагентов.
Наконец, в законопроекте предлагается закрепить норму, что его действия не распространяется на отношения, которые возникли до его принятия.
Постоянные комиссии СПЧ по развитию институтов гражданского общества и по экономическим и трудовым правам призывают Госдуму учесть эти замечания.
Законопроект № 113045-8 «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»