Ответственность за неисполнение родителями или законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.

Ответственность за неисполнение родителями
или законными представителями несовершеннолетних
обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.
 
В соответствии со ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Лишить его этого права можно только в случаях, предусмотренных законом, например причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Способы воспитании должны исключать жестокость, грубость, унижение человеческого достоинства ребенка, оскорбление или злоупотребление родительскими правами.
Обязанности по воспитанию детей закреплены в статьях 64, 65 Семейного кодекса Российской Федерации.
Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом духовном и нравственном развитии детей, обеспечить получение детьми общего образования.
Семейным кодексом Российской Федерации закреплено, что в случае если родители (один из них) не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию детей, по заявлению одного из родителей (законных представителей), заявлению прокурора, а также по заявлениям органов или организаций, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и других), может быть инициирован вопрос об ограничении либо лишении их родительских прав (ст. 69-76 Семейного кодекса).
В соответствии со ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации, родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:
- уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
- отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;
- злоупотребляют своими родительскими правами;
- жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
- являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
- совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.
Статьей 73 Семейного кодекса предусмотрено ограничение родительских прав. Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие).
Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав.
Статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность родителей (законных представителей) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.
Административная      ответственность предусмотрена за бездействие родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, т.е. за умышленное не выполнение своих обязанностей по воспитанию и обучению детей: не заботятся о нравственном воспитании, физическом развитии детей и укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения или образования, успешно обучения и т.д.
Данная статья предполагает наказание в виде предупреждения либо административного штрафа в размере от 100 руб. до 500 руб.
Статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность родителей (иных законных представителей) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. За данное преступление предусмотрено наказание в виде  штрафа в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательных работ на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
 
Заместитель прокурора района                                                     Е.А.Мировская
 
 
Уголовная и административная
ответственность несовершеннолетних
 
В соответствии со ст. 2.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации административной и уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста. По достижении именно этого возраста, как показывают многочисленные исследования, человек практически в полном объеме обладает необходимыми и социальными, и психологическими свойствами, позволяющими правильно оценить социальную значимость своих действий (бездействия).
Вместе с тем отдельные правила поведения и их социальная значимость усваиваются и осознаются в более раннем возрасте.
С учетом данных обстоятельств, повышенной общественной опасности отдельных категорий преступлений уголовным законом предусмотрено наступление ответственности за их совершение с четырнадцати лет.
Так, уголовная ответственность с четырнадцати лет наступает за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213), вандализм (статья 214) и ряд других преступлений.
К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
В соответствие со статьей 88 Уголовного кодекса видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:
а) штраф;
б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
в) обязательные работы;
г) исправительные работы;
д) ограничение свободы;
е) лишение свободы на определенный срок.
Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия.
Согласно ст. 90 Уголовного кодекса  несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:
а) предупреждение;
б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
в) возложение обязанности загладить причиненный вред;
г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.
Несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ст. 92 УК  РФ).
 
Административная ответственность несовершеннолетних.
 
Проблема административной ответственности несовершеннолетних в последнее время приобрела острый характер по причинам реального увеличения правонарушений, совершенных подростками.
Наиболее часто совершаемыми несовершеннолетними правонарушениями являются: нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях (ст. 6.24 КоАП РФ), мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ), потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах (ст. 20.20 КоАП РФ), появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ), нарушение Правил дорожного движения.
Несовершеннолетними КоАП РФ не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют особенности при применении некоторых видов административных наказаний.
Штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст. 32.2 КоАП).
К несовершеннолетним не может применяться административный арест (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ);
Особенностями административной ответственности несовершеннолетних являются следующие:
- об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители (ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ);
- с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних",
 
Заместитель прокурора района                                                    Е.А.Мировская
 
Ответственность за нахождение детей в общественных
и иных местах с нарушением требований законодательства.
 
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1  Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться:
меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;
меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.
Так, в ст. 3.10 Закона Кировской области от 04.12.2007 N 200-ЗО  "Об административной ответственности в Кировской области" содержится запрет:
- на нахождение детей, не достигших возраста 16 лет, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в период с первого октября по тридцатое апреля с 22 часов до 6 часов, а в период с первого мая по тридцатое сентября - с 23 часов до 6 часов на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах, перечень которых утверждается представительным органом муниципального района (городского округа),
За совершение данного правонарушения предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на граждан - в размере от пятисот рублей до одной тысячи рублей; на должностных лиц - в размере от одной тысячи рублей до трех тысяч рублей; на юридических лиц - в размере от трех тысяч рублей до пяти тысяч рублей.
- на нахождение  детей, не достигших возраста 18 лет, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, входящих в перечень, утвержденный представительным органом муниципального района (городского округа), принадлежащих юридическим лицам или гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию,
За совершение правонарушения предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на граждан - в размере от пятисот рублей до одной тысячи рублей; на должностных лиц - в размере от одной тысячи рублей до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере от пяти тысяч рублей до десяти тысяч рублей.
Статьей 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" запрещено нахождение несовершеннолетних в игорных заведениях.
За появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, может быть привлечен к административной ответственности по ст. 20.21  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совершение данного правонарушения влечет наложение на виновного административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.
За нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, к административной ответственности привлекаются родители или иные законные представители.
Статьей 20.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.
 
Заместитель прокурора района                                                Е.А.Мировская
 
Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений
 
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема воспитания подрастающего поколения, как на общественном, так и на государственном уровне. Российское государство считает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Однако в условиях обострившихся социальных проблем, связанных с падением жизненного уровня, углубляющимся расслоением общества, распадом системы трудоустройства, низким финансовым обеспечением образовательных и спортивно-оздоровительных учреждений, подростки все чаще попадают под влияние криминальной среды. С каждым годом растет число преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Судами Верхнекамского района в 2013 году рассмотрены 15 уголовных дел, по которым обвиняемыми являлись несовереннолетние, в 2014 году – 14 уголовных дел.
Вместе с тем приведенные данные не отражают всего объема случаев, когда фактически имели место подстрекательские действия со стороны взрослых лиц и случаи вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления, которые также широко распространены.
Под вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления следует понимать преступление против семьи и несовершеннолетнего, предусмотренное ст.150 Уголовного кодекса РФ и заключающееся в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим 18-летнего возраста.
Вовлекать означает побуждать, привлекать к участию в чем-нибудь. Таким образом, вовлечение представляет собой действия лица, направленные на побуждение подростка к принятию решения об участии в совершении одного или ряда преступлений.
Для вовлечения несовершеннолетнего в совершение противоправных деяний преступники реализуют комплекс разнообразных подготовительных действий. Содержательно они, как правило, направлены на:
1) ослабление или устранение контроля подростка над своими действиями (совместное потребление спиртных напитков, наркотических средств, одурманивающих веществ, лекарственных препаратов);
2) подбор подростков, которых с наибольшей степенью ответственности можно вовлечь в совершение преступлений (их выбор в подавляющем большинстве случаев приходится на несовершеннолетних, ранее совершавших противоправные деяния являющих интерес к преступной жизни);
3) поиск объекта преступного посягательства, распределение ролей между несовершеннолетними;
4) привитие любопытства к специфике преступной жизни (как правило, это осуществляется путем проведения бесед, демонстрацией бесстрашия, негативного отношения к правоохранительным органам, преимуществ воровских традиций над правовыми нормами;
5) изготовление, приобретение, приспособление орудий и средств  совершения преступления, обучение несовершеннолетних навыкам их использования в конкретных условиях.
Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления может осуществляться следующими способами:
1) путем обещания: предложение совершить преступление с обещаниями помочь в его совершении; с обещанием решить какие-либо вопросы; с обещанием совместного использования похищенного имущества; с обещанием поделить деньги, полученные при совершении преступления); обещание предоставить вовлекаемому более высокое место в преступной группе или в группе подростков по месту жительства, возвысить его в глазах сверстников; обещание покровительства; обещание любого вознаграждения или меры благодарности за совершенное преступление; предложение совершить преступление с заранее данным обещанием приобрести или сбыть похищенное; другие способы, характеризующие обещание.
2) путем обмана (при предоставлении ложной информации и создании мнимых представлений, например, о ненаказуемости преступления), введение в заблуждение относительно сути преступного деяния, его последствиях, других способах, характеризующих обман.
3) путем угрозы: резкое требование (запугивание) как вид психического насилия; предложение (требование) совершить преступление, сопряженное с угрозой уничтожения имущества вовлекаемого; совершить преступление, сопряженное с угрозой уничтожения имущества родственников или близких вовлекаемому лиц; совершить преступление, сопряженное с угрозой причинения вреда здоровью вовлекаемого или близких ему лиц; совершить преступление, сопряженное с угрозой разглашения сведений позорящих потерпевшего или его близких; совершить преступление, сопряженное с угрозой разглашения иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам вовлекаемого или его близких; совершить преступление, сопряженное с угрозой разглашения иных сведений, которые могут причинить вред незаконным интересам вовлекаемого или его близких (например, уклонения их от уголовной или административной ответственности); физическое насилие любого рода, подкрепляющее предложение; угрозы исключить из среды совместного общения с взрослым или изгнать из группы подростков; другие способы, характеризующие угрозу.
4) путем иного способа - при обязательном наличии предложения совершить преступление, так как при вовлечении несовершеннолетнего имеется склонение в процессе общения: простое предложение (без обещаний и угрозы); предложение-просьба; предложение, соединенное с личным примером, когда преступление совершается совместно и взрослый предлагает повторять действия взрослого, слушать его указания и т.п.; "неконкретизированное вовлечение" в виде предложения с описанием положительных сторон преступной жизни (возбуждения интереса к преступлению), интереса к преступной жизни и ее "романтике"; "неконкретизированное вовлечение" в виде распития спиртных напитков с несовершеннолетними в целях облегчения склонения их к совершению преступления; убеждение в получении определенных выгод, преимуществ или удовольствия от преступления; использование меры родительского или опекунского воздействия, родственных отношений (когда вовлекатель - брат или дядя и т.п.); использование авторитета и значимости взрослого лица; предложение совершить преступление для того, чтобы скрыть предыдущие преступления (иные преступления
Уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 150 УК РФ подлежит физическое вменяемое лицо, достигшее 18-летнего возраста.
 
Помощник прокурора
 
юрист 2 класса                                                                                 А.А. Литвинов
 
Ответственность за воспрепятствование исполнения должностных обязанностей сотрудниками правоохранительных органов
 
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Эффективная, отвечающая современным требованиям деятельность органов власти является залогом соблюдения прав и интересов граждан, успешного решения задач, стоящих перед обществом.
Государство, наделяя своих представителей большими правами по сравнению с обычными гражданами, предъявляет к ним и более высокие требования. При выполнении должностными лицами своих служебных обязанностей они обеспечиваются усиленной охраной, в том числе и применением к лицам, препятствующим такой деятельности, суровых мер ответственности.
Объектом рассматриваемой группы преступлений является нормальная деятельность правоохранительных органов. Посягательство на порядок управления не только нарушают нормальную деятельность органов власти и управления, но и подрывают авторитет власти и ее представителей в глазах населения. К тому же подобного рода деяния нередко ставят под угрозу причинения вреда личную безопасность представителя власти, их жизнь, здоровье, честь и достоинство, а также соответствующие блага их близких.
С объективной стороны преступления против порядка управления, к которым относятся преступления против правоохранителей, характеризуются активной формой поведения, о чем свидетельствуют используемые законодателем термины: «посягательство», «применение насилия».
Данные преступления характеризуются только умышленной формой вины, при которой злоумышленник понимает, что совершает общественно опасное деяние в отношении сотрудника правоохранительного органа, осознает, что указанные действия влекут строгую правовую ответственность – уголовную, и желает реализовать задуманное.
Уголовной ответственности за совершение преступлений указанной категории подлежит только частное лицо, достигшее 16-летнего возраста.
К этой группе преступлений относятся: посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ); применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ); оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ).
Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа является наиболее тяжким преступлением из числа деяний против порядка управления.
К правоохранительным органам относятся органы прокуратуры и юстиции, МВД, ФСБ органы таможни.
Ответственность за данное преступление наступает при условии посягательства на жизнь соответствующих лиц, когда они осуществляли законную деятельность по охране общественного порядка и общественной безопасности. Окончено данное преступление будет с момента начала посягательства на жизнь, вне зависимости от наступления каких-либо последствий.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью – воспрепятствовать законной деятельности соответствующих лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо отомстить за такую деятельность.
Применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ).
Круг лиц, подлежащих охране в соответствии с требованиями ст. 318 УК РФ, значительно шире, нежели в ст. 317 УК РФ, поскольку к ним относятся не только сотрудники правоохранительных органов, но и все представители власти.
В соответствии с примечанием к ст. 318 УК РФ представитель власти – это должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, во-первых, наделенное распорядительными полномочиями и, во-вторых, полномочия которого адресуются лицам, не находящимся в его прямом подчинении. Распорядительные полномочия реализуются в праве должностного лица отдавать в пределах своей компетенции указания, обязательные к исполнению, другими должностными лицами и гражданами.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 318 УК РФ, характеризуется применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угрозой применения насилия.
Насилие, не опасное для жизни или здоровья, связано с ограничением свободы, нанесением ударов, побоев и тому подобных действий, не повлекших реального причинения вреда здоровью (в отличие от  причинившего такой вред насилия, ответственность за которое предусматривает ч. 2 настоящей статьи УК РФ).
Угроза применения насилия может выражаться в угрозе причинения любого вреда здоровью представителя власти или его близких, ограничения их свободы, причинения смерти и т.п. При этом она должна носить реальный характер, когда у потерпевшего имеются действительно объективные основания опасаться реализации данной угрозы.
Насилие может применяться к представителю власти как во время исполнения им должностных обязанностей, например, оказание сопротивления при пресечении правонарушения, так и в других случаях, но при обязательном условии, что оно применяется в связи с исполнением потерпевшим названных обязанностей.
Окончено данное преступление с момента применения физического или психического насилия независимо от того, выполнил ли представитель власти свои обязанности или нет.
С субъективной стороны деяние характеризуется умышленной формой вины в виде умысла.
Субъект преступления – общий, т.е. лицо, достигшее 16 лет
Ответственность за применение насилия к представителю власти усиливается, если оно носит характер опасного для жизни или здоровья (ч. 2 ст. 318 УК РФ).
Насилие является опасным для жизни или здоровья в тех случаях, когда оно сопряжено с реальным причинением легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью, либо когда насилие не повлекло причинение вреда здоровью потерпевшего, но ставило его жизнь или здоровье под угрозу опасности причинения такого вреда.
Оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ).
Объект преступления – нормальная деятельность органов власти. Помимо этого вред причиняется всегда чести и достоинству представителя власти.
Объективная сторона преступления выражается в совершении активных действий в неприличной форме (нецензурной, непристойной) по унижению чести и достоинства представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Именно форма придает тем или иным высказываниям виновного лица оскорбительный характер. Особенностью данного преступления является то, что оскорбление должно носить публичный характер. Публичное совершение действий – это совершение их в общественных местах, с использованием средств массовой информации либо в присутствии хотя бы одного постороннего человека.
Указанное преступление будет оконченным с момента совершения соответствующих действий и наступления каких-либо вредных последствий не требуется.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновное лицо сознает, что оно совершает публичное оскорбление представителя власти при исполнении последним должностных обязанностей или в связи с их исполнением и желает действовать таким образом.
Субъект – общий, т.е. вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
 
Помощник прокурора
 
юрист 2 класса                                                                            А.А. Литвинов
 
Ответственность за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время, в том числе  за дебоширство.
 
Шумные соседи – беда, с которой сталкивается большая часть россиян. Причем речь идет о систематическом шуме, повторяющемся из раза в раз: громкая музыка, пьяные крики, детский плачь, внезапный ремонт посреди ночи. По словам специалистов, превышение уровня шума негативно сказывается на состоянии здоровья тех, кто вынужден это терпеть. Конечно, можно попробовать договориться с «вредителями», но, как показывает практика, чаще всего это, ни к чему не приводит. Или приводит. К настоящим соседским войнам, которые плачевно заканчиваются для обеих сторон. Самое «пиковое» время для большинства шумных соседей – вечер пятницы и выходные. Рабочая неделя закончилась, людям хочется отдохнуть. Одним – тихо-мирно посидеть дома у телевизора и пораньше лечь спать, другим – устроить вечеринку и гудеть до самого утра. Тут-то и возникает конфликтная ситуация. «Шумным», конечно, даже в голову не приходит, что в квартире этажом ниже или выше спит меленький ребенок или отдыхает пожилой человек. Как правило, люди находятся уже в таком сильном алкогольном опьянении, что даже просьба или требование соседей на них вряд ли подействует. «Тихим» остается либо терпеть дальше, надеясь, что вот сейчас-то они точно успокоятся, ведь уже три часа ночи, либо обратиться в полицию. Примечательно, что смельчаков, решающихся все-таки приструнить нарушителей закона, единицы. Большинство людей просто не хочет связываться ни с полицией, ни с хулиганами из соседней квартиры.
Как ни странно, но некоторые люди, доставляющие дискомфорт своим соседям, даже не подозревают об этом. Банальная юридическая неграмотность: человек не знает и, более того, даже никогда не слышал про «закон о тишине», такое тоже нужно учитывать. По словам специалистов, найти общий язык с такими соседями можно. И лучше сделать это до того как ваше заявление попадет в руки полиции. Если же наладить контакт не получается необходимо все-таки обратиться в правоохранительные органы. В таком случае важно подумать о собственной безопасности, ведь неадекватные соседи, неспособные спокойно воспринимать претензии, могут применить в ход силу или попытаться запугать. Чтобы не вызвать агрессию с их стороны, лучше не угрожать им, советуют психологи, а спокойно и оперативно написать заявление (или позвонить) в полицию.
В Кировской области имеется свой Закон устанавливающий административную ответственность за шум в ночное время с определением временных рамок этого самого ночного времени.
Согласно ст. 3.1. Закона Кировской области от 04.12.2007 N 200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области» установлена административная ответственность за нарушение общественного спокойствия в период с 22 до 6 часов. Это касается всех видов и источников шума.
Причем, законодатель разбил статью на части в зависимости от способа производства шума: в части первой указанной статьи громкая речь, крики, пение, свист, использование звуковоспроизводящих устройств, автосигнализации (при неоднократном срабатывании), осуществление хозяйственных и иных работ (кроме аварийных работ), эксплуатация механизмов в жилых и нежилых помещениях, во дворах домов, на улицах, создающих шум и препятствующих полноценному отдыху граждан, в период с 22 до 6 часов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот рублей до трех тысяч рублей.
в части второй — за действия, указанные в части 1 настоящей статьи, совершенные работниками организации либо гражданами, находящимися на законном основании в помещениях или на территориях, принадлежащих или используемых организацией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч рублей до двадцати тысяч рублей;
в части третьей – за действия, указанные в части 1 настоящей статьи, совершенные гражданами, исполняющими свои обязанности по трудовым или гражданско-правовым договорам с гражданами, являющимися индивидуальными предпринимателями, либо гражданами, находящимися на законном основании в помещениях или на территориях, принадлежащих или используемых индивидуальными предпринимателями,  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи рублей до пяти тысяч рублей.
Согласно ст. 3.12. Закона Кировской области  «Об административной ответственности в Кировской области» установлена административная ответственность за бытовое дебоширство.
Бытовое дебоширство, то есть совершение в жилом помещении действий, нарушающих спокойствие граждан, выражающих явное неуважение к окружающим, в том числе к члену (членам) семьи, сопровождающихся оскорбительным поведением и (или) нецензурной бранью, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трехсот рублей до трех тысяч рублей.
 
Помощник прокурора района                                                   С.И. Половников
 
Ответственность за изготовление изготовления гражданами спиртных напитков домашней выработки
 
 В связи с участившимися случаями изготовления гражданами спиртных напитков домашней выработки прокуратурой района разъясняется следующие положения законодательства.
Законом Кировской области от 04.12.2007 N 200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области» (далее – Закона) предусмотрен ряд статей, направленных на ограничение распространения   спиртных напитков домашней выработки, спиртосодержащих непищевых жидкостей, а также оборудования для их изготовления.
   Статья 3.4. Закона предусматривает, что изготовление с целью сбыта и (или) сбыт гражданами самогона, браги, других спиртных напитков домашней выработки, спиртосодержащих непищевых жидкостей влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч рублей до пяти тысяч рублей.
За аналогичные действия, осуществляемые без цели сбыта, т.е. для личного потребления,  статьей 3.5. Закона предусматривается наказание в виде административного штрафа в размере от трех тысяч рублей до пяти тысяч рублей.
Законом Кировской области от 04.12.2007 N 200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области» также  предусмотрены меры по недопущению распространения оборудования для изготовления  спиртных напитков непромышленной выработки.
Статья 3.6. Закона предусматривает, что сбыт аппаратов для изготовления спиртных напитков непромышленной выработки влечет наложение административного штрафа от двух тысяч рублей до четырех тысяч рублей.
Протоколы об административных правонарушениях указанной категории составляют сотрудники должностные полиции, рассмотрение дел об административных правонарушениях рассматриваются административными комиссиями соответствующих муниципальных образований.
 
Ответственность за распитие спиртных напитков и появление в состоянии алкогольного опьянения, курения в общественных местах
 
 Алкоголь является ограниченным в гражданском обороте товаром. За нарушение федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» № 171-ФЗ и норм Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена ответственность граждан за распитие спиртных напитков и появление в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах.
Согласно статье 2 закона о государственном регулировании алкогольного рынка № 171-ФЗ, спиртным напитком признается алкогольная продукция, которая произведена с использованием этилового спирта (водка, вино, пиво, сидр, пуаре (грушевый сидр), медовуха и всевозможные слабоалкогольные коктейли).
Перечень общественных мест, где распивать спиртные напитки нельзя, регламентирован п. 3 статьи 16 закона о государственном регулировании алкогольного рынка № 171-ФЗ. В соответствии с данной нормой распитие спиртных напитков запрещено:
- в детских, образовательных и медицинских организациях;
- на спортивных объектах;
- на объектах военного назначения;
- в организациях культуры;
- на всех видах общественного транспорта и его остановках;
- на автомобильных заправках;
- на оптовых и розничных рынках;
- в аэропортах и на вокзалах.
Кроме того, запрещено распивать спиртные напитки в местах массового скопления граждан и вблизи источников повышенной опасности. К первой категории относятся митинги, собрания, концерты и т.д. с заявленной численностью участников более 100 человек. К источникам повышенной опасности можно отнести вредное и опасное производство для здоровья человека.
К запрещенным для распития спиртных напитков местам относятся и более доступные для граждан территории – дворы, подъезды, лестницы и лестничные площадки, лифты жилых домов, детские и спортивные площадки, городские парки, скверы, пруды, озера и пляжи.
Распитие спиртных напитков в общественных местах возможно, если они были приобретены в организации, оказывающей услуги общественного питания, и их употребление происходит в месте, отведенном для оказания данных услуг.
За нарушение норм действующего законодательства в сфере потребления алкогольной продукции, а также появление в состоянии алкогольного опьянения  в общественных местах гражданам грозит наказание от  крупного штрафа до административного ареста (ст.ст. 20.20, 20.21 КоАП РФ).
Ответственность за распитие спиртных напитков и нахождение в состоянии алкогольного опьянения несовершеннолетних несут родители или опекуны. В соответствии со статьей 20.22 Кодекса об административных правонарушениях ответственность в виде штрафа до 2000 рублей назначается не самому подростку, а его родителям или опекунам. При этом, для полицейских не имеет значение, где несовершеннолетний употреблял спиртное в общественном месте или у себя дома.
С 1 июня 2014 действуют запреты на курение табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах.
В силу ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее Закон) запрещается курение:
- в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
- в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;
- в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;
- на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении.
Территории, здания и объекты, где курение табака запрещено, должны быть оборудованы знаками о запрете курения.
За нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах граждане могут быть подвергнуты административному наказанию в виде штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей (статья 6.24 КоАП РФ).
 
Помощник прокурора района
 
юрист 3 класса                                                                                М.С. Попонин